Ну а серьёзно?Зачем нужен именно клапан?
я думаю, что клапан нужен, чтобы сосало прямо в коллектор (в обход дз и рхх) только на определенных режимах и определенное количество воздуха (газа), и поставив пустой клапан или трубку из под шприца, мы эту схему нарушаем и двигатель будет сосать газы из коллектора столько сколько сможет в обход дз и рхх, что чревато неправильной смесью (может слишком громко сказано, но коррективы будут не верны) и большим чем нужно разряжением в картере.
вот цитата со статьи из инета "Клапан вентиляции картера служит для регулирования давления поступающих во впускной коллектор картерных газов. При незначительном разряжении клапан открыт. При значительном разряжении во впускном канале клапан закрывается."
а насчет обратной волны - в принципе да, возможно, аналогия с гбо и пластиковым коллектором есть.