Осторожно: биржи закрываются!
Евгений МУДЖИРИ (Аргументы и факты (Украина), № 23, 10-16 июня 2010)
Украинских автолюбителей ждет неприятная новость. Народные депутаты собираются отменить автомобильные биржи, через которые в стране продавалось около 90% подержанных авто. Вместо этого законодатели вводят норму, которая обязывает продавать автомобиль не по договорной цене, как это было раньше, а согласно стоимости, указанной в оценочном акте.
Три из четырех
Раньше схем по продаже подержанных автомобилей было всего четыре. Первая - договор купли-продажи, заверенный у нотариуса. В таких случаях для регистрации автомобиля в МРЭО требовали акт оценки автомобиля соответствующим специалистом, а услуги по оценке оплачивались покупателем. Помимо этого, продавец должен был уплатить 15%-ный налог на прибыль, что автоматически увеличивало стоимость авто на 15%.
Вторая - продажа через комиссионный магазин, который выписывал так называемую справку-счет. По этой справке транспортное средство ставили на учет. В ней указывали стоимость автомобиля "по договоренности". В этой схеме, как и в случае с третьим вариантом - продажей на товарной бирже, - была возможность указать стоимость ниже, чем она есть на самом деле, тем самым абсолютно законно избежать уплаты подоходного налога.
Дело в том, что налогом облагается вся стоимость автомобиля. Допустим, вы приобрели подержанную машину за 100 тысяч гривен. Если вы решите через год продать ее за 90 тысяч, то убыток в размере 10 тысяч вам никто не учтет, а платить подоходный налог заставят с полной стоимости.
Плюс биржевых договоров в том, что, указав в нем цену в 100 гривен, можно было заплатить в казну всего 15 гривен. Теперь же биржам разрешат продавать только оптовые партии автомобилей. Розница либо подорожает, либо перейдет на оформление генеральных доверенностей, которое также не требует оценочного акта и уплаты подоходного налога в связи с формальным отсутствием договора купли-продажи.
Остановка по требованию
Естественно, это приведет к удорожанию подержанных авто. Оплату услуг по оценке и регистрации договора продавцы переложат на плечи покупателя. Корреспондент AIF.UA посетил столичный авторынок "Центральный", чтобы выяснить все нюансы грядущих изменений.
На территории рынка работает 6 бирж. В среднем через одну такую организацию в год проходит около 4-5 тысяч автомобилей. По словам директора рынка Павла Козюбы, запрет их деятельности ни к чему хорошему не приведет.
- Это плохо для авторынка и для покупателя. Целью деятельности товарной биржи является предоставление услуг в заключении соглашений купли-продажи. С их исчезновением риск нарваться на мошенников увеличится, - утверждает Павел Козюба.
Сотрудник одной из бирж, расположенной на территории рынка, рассказал нам, что решение народных депутатов отменить продажу б/у авто по такой схеме вызвано желанием наполнить бюджет налогами.
- Если раньше в биржевом договоре указывалась договорная стоимость транспортного средства (около 100 гривен), с которых продавцы могли уплатить в казну в качестве подоходного налога минимальную сумму, то после принятия закона налог нужно будет платить с реальной оценочной стоимости авто, - рассказал он. - А это станет причиной удорожания машин минимум на 15%.
С ним согласен и директор компании "Чойс Юкрейн" Максим Раснер:
- После вступления закона в силу у физических лиц не будет возможности занижать стоимость авто и тем самым минимизировать налог на прибыль. Все это приведет к обвалу вторичного авторынка, сокращению количества сделок по купле-продаже автомобилей с пробегом и резкому росту цены транспортных средств с пробегом - дело в том, что продавцы будут заведомо закладывать в цену автомобиля 15% налога, - утверждает он.
По мнению эксперта, если помимо этого закона вступит в силу закон о trade-in, то выгоднее всего будет покупать б/у автомобили через салоны и дилерские площадки. Поскольку юридические лица будут платить налог не с полной стоимости транспортного средства, а с маржи между стоимостью выкупа и розничной ценой.
Trade-in в опасности
Сомнительна теперь будет польза и от услуги trade-in, предлагаемой автосалонами. Согласно ее условиям, свой подержанный автомобиль можно было сдать на комиссию автосалону, а в счет его стоимости взять у этого же дилера новый. И хоть автомобиль продавался салону в среднем на 30% дешевле рыночной цены, это освобождало владельца от забот по поиску покупателя.
Как сказал в беседе с корреспондентом "АиФ" представитель одного из дилеров, торгующий подержанными автомобилями, работать по такой схеме без принятия отдельного закона для trade-in будет невыгодно.
- Дело в том, что через автомобильные биржи работают практически все автосалоны, предоставляющие услугу trade-in. Она и сегодня не самая выгодная для покупателя. А после запрета деятельности этих компаний станет и вовсе непривлекательной - за вычетом подоходного налога за автомобиль хозяин получит вдвое меньше, чем на рынке. Мы уже переживали изменения в 1999-2000 годах. Тогда нас обязали выписывать справки-счета вместо обычного договора купли-продажи. Думаю, сегодня ситуация во многом схожа. Нам навяжут новые бланки, произойдет некий передел рынка, а потеряет в этом случае только конечный покупатель, для которого покупка авто в "переходный" период окажется не по карману, - уточнил он.
С прогнозами эксперты осторожничают. Наиболее вероятно, что после публикации закона о запрете продажи транспорта через биржи рынок б/у авто просто встанет до тех пор, пока не будут разработаны новые схемы оформления сделок.
ссылки доступны зарегистрированным пользователям