Здравствуйте, Гость

Как себя вести, если Вы попали в ДТП?

  • 0 Ответов
  • 6279 Просмотров

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

*

Оффлайн Philips_ua

  • 1489
  • 8862
  • 1-я;2-я;3-я;4-я;5-я;6-я... Взлет разрешаю...
Застраховать себя от попадания в аварию нельзя. А вот грамотное поведение вместе со знанием правил дорожного движения и некоторых юридических норм помогут добиться компенсации ущерба, а также избежать несправедливого обвинения и, как следствие, штрафа и даже уголовной ответственности.

Мигание аварийной сигнализации, пробка из пытающихся объехать затор машин, водители пострадавших авто, нервно нажимающие на кнопки сотовых телефонов, — вот классическая картина ДТП.

Попав в аварию, большинство водителей теряют самообладание. Тарас, владелец Skoda Fabia, вспоминает, что, впервые попав в ДТП, больше всего хотел одного — высказать водителю, который “ударил” его новый автомобиль, все, что о нем думает. После столкновения участники аварии стали выяснять отношения, в результате чего и без того сложная обстановка еще больше накалилась.

Спокойствие, только спокойствие!

В сложившихся обстоятельствах главное, чего не стоит делать, — это паниковать. Надо действовать по строго заданному алгоритму. В первую очередь необходимо включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. После чего водители обязаны перезвонить в дорожно-патрульную службу (с мобильного — 102) и вызвать ее к месту происшествия, а также связаться со страховыми компаниями, чтобы они зафиксировали страховой случай и после у них можно было бы получить выплаты по страховке. Если есть необходимость, нужно позвонить в службу скорой помощи (с мобильного — 103). Важно помнить, что до приезда сотрудников ГАИ нельзя перемещать машину и предметы, которые имеют отношение к аварии, поскольку такие вещественные доказательства помогут максимально точно восстановить картину происшествия и, соответственно, определить виновных.

До появления дорожно-патрульной службы место происшествия покидать нельзя. Иначе в лучшем случае придется заплатить 170 грн. штрафа, а в худшем — на три года лишиться водительских прав. Разъезжаться после ДТП можно только в том случае, если нет потерпевших, в том числе — третьих лиц, а транспортные средства могут безопасно двигаться. При этом водители (при наличии взаимного согласия в оценке обстоятельств произошедшего) должны прибыть к ближайшему посту Госавтоинспекции или в подразделение милиции для оформления соответствующих материалов, предварительно составив схему ДТП и подписав ее.

Очень важно сразу приблизительно оценить ущерб, нанесенный машинам, и если он велик, не идти на поводу у виновника и не соглашаться на предложение договориться на месте без регистрации ДТП. Так можно лишить себя всех доказательств собственной невиновности.

Например, когда Лариса, сотрудница одного из киевских ресторанов, попала в ДТП, виновник “торжества” предложил ей компенсировать все расходы на месте и разъехаться. Пострадавшая взяла деньги, в тот же день отвезла машину на сервис и оставила ее на ремонт. Каково же было ее удивление, когда через некоторое время она обнаружила в своем почтовом ящике повестку с вызовом в суд, в которой было сказано, что она нарушила Правила дорожного движения и после столкновения скрылась с места ДТП. Позже выяснилось, что после того, как Лариса уехала на своем Volvo, водитель второго автомобиля вызвал ГАИ и заявил: его машину “стукнули” и виновник скрылся с места аварии. Самое неприятное, что он указал номер Ларисиного авто.

Свою правоту в суде пострадавшая сумела доказать лишь благодаря тому, что сфотографировала аварию на мобильный телефон — чтобы показать мужу. Ларисе удалось доказать, что она не скрылась, а вышла обсудить сложившуюся ситуацию, и что нарушила правила не она, а заявитель.

С другой стороны, если машины не слишком пострадали от столкновения (как обычно и бывает на скорости 10–30 км/ч, с которой обычно ползут машины в пробках), а франшиза по страховке довольно велика, то на предложение “мирно разъехаться” можно и согласиться. Ведь, не приняв это предложение, можно вообще чиниться “за свои” — если франшиза окажется больше суммы нанесенного ущерба.

Когда же оба водители жаждут справедливости и вызывают ДПС, необходимо обеспечить себя свидетелями, особенно в случаях проезда перекрестков на “не совсем те” сигналы светофора. В таких ситуациях подтвердить правоту могут лишь посторонние лица, которые видели аварию. Причем в качестве таковых могут выступать не только пешеходы-очевидцы и пассажиры, но и другие водители, видевшие происшествие. Поэтому стоит сразу записать адреса и телефоны очевидцев либо номера машин, по которым впоследствии можно будет разыскать владельцев. Правда, сотрудники ДПС не очень любят опрашивать свидетелей, так как считают, что большинство из них –заинтересованные лица, а потому проверить, кто действительно был на месте в момент аварии, а кто — нет, очень трудно.

А вот и ГАИ

Ждать представителей правоохранительных органов можно долго. Как рассказал Сергей, журналист одного из столичных телеканалов, его автомобиль попал в ДТП в семь часов вечера, но сотрудники ГАИ приехали только к полуночи. Такую задержку они объяснили большим количеством аварий. В среднем ждать правоохранителей приходится два–три часа. При этом важно сохранить самообладание, чтобы, когда патрульная служба все-таки появится, сдержанно и спокойно объяснить ее представителям, что именно произошло.

Эмоциональное объяснение милиционерам обычно не нравится. Зачастую тому, кто ведет себя импульсивно, как раз и приписывают вину. Директор по развитию одного из столичных автосалонов Юрий Коломиец несколько месяцев назад попал в ДТП. Второй участник аварии вместо того, чтобы спокойно объяснить свою позицию, все время пытался повысить голос на инспектора и доказать свою невиновность. Тем самым он вызвал негативное отношение к себе, и ему записали большее количество нарушений, чем Юрию. Хотя вина, по большому счету, была обоюдной.

Как правило, сотрудники ДПС начинают свою работу с составления схемы происшествия. При этом важно, чтобы после столкновения все следы повреждения автомобилей и “вещдоки” были сохранены на месте происшествия. Кроме того, необходимо проконтролировать, чтобы их внесли в описательную часть схемы ДТП. Полноте описания схемы ДТП следует уделить особое внимание, так как именно на этот документ будут опираться работники ДПС и эксперты-автотехники, составляя протокол и принимая решение о виновности водителя в происшедшем.

Пояснения участникам и свидетелям нужно излагать очень подробно, отдельно останавливаясь на обстоятельствах, предшествующих происшествию. Если есть основания полагать, что одной из причин ДТП были неблагоприятные дорожные условия (замерзшая лужа, скрытый зарослями дорожный знак) или дефекты дорожного покрытия (яма, открытый люк), необходимо требовать, чтобы был составлен акт осмотра дорожных условий. Это даст возможность выдвинуть претензии к дорожным службам и избежать несправедливого обвинения.

Очень часто сотрудники страховой компании сразу выезжают к месту аварии и проводят свои замеры. В этом случае необходимо убедиться, что оценки у всех экспертов совпадают. О том, как общаться со страховщиками, см. стр. 21.

Подстава!
Очень часто на дорогах возникают специально подготовленные аварийные ситуации — профессионалы автомобильных “подстав” хотят решить вопрос на месте и заработать от $200 до $2000. Они обвиняют второго участника ДТП и требуют немедленной компенсации. В таких ситуациях необходимо не реагировать на угрозы и сразу вызывать представителей ДПС и страхового агента. Тогда мастера дорожных махинаций обычно говорят, что у них претензий уже нет, и спешат ретироваться.
Самый главный документ
Самый важный документ при ДТП — протокол. К его составлению необходимо подойти очень ответственно, так как от того, насколько корректно он составлен, зависит будущее решение суда и возможность взыскания ущерба. В протоколе обычно указывают: дату и место составления, ФИО того, кто его составлял, сведения об участниках ДТП, суть правонарушения, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они есть, а также пояснения нарушителя. В случае нанесения материального ущерба — повреждения автомобилей, его также нужно зафиксировать в протоколе. Несмотря на то, что протокол — это основной документ, которым руководствуется суд, принимая решение о наличии/отсутствии в действиях водителя нарушения ПДД, он чаще всего является констатацией субъективного мнения работника ГАИ. Поэтому если водитель не согласен с выводами, зафиксированными в протоколе, и уверен в своей правоте, он имеет полное право отказаться от подписания протокола. Впрочем, лучше не отказываться, а в графе для пояснений изложить свою точку зрения.
По итогам общения с инспектором необходимо получить копию протокола разбора аварии — для предоставления ее в страховую компанию. С места происшествия лучше уезжать после отъезда милиции.
Иногда сотрудники ГАИ могут вменять в вину участникам ДТП алкогольное опьянение. Но контроль трезвости должен проводиться только в медицинском учреждении, а протокол медицинского освидетельствования — оформляться врачом там же в больнице и подписываться водителем. Очень важно знать: когда в результате ДТП есть жертвы, даже если инспекторы не требуют пройти алкогольную экспертизу, необходимо сделать это самостоятельно, чтобы обезопасить себя от возможных обвинений.

Что пишут в протоколе
Протокол заполняется с двух сторон. Обратная сторона листа, на которую водитель может не обратить внимания, очень важна. Она должна содержать собственноручно записанный водителем анализ происшедшего и признание (или непризнание) им своей вины. Может случиться, что водитель, не зная о важности заполнения другой стороны листа, ознакомился только с частью документа и подписал только ее. Это дает возможность добавить с другой стороны любые несуществующие признания и значительно ухудшить положение подписавшего протокол.
Протокол подписывается работником милиции и лицом, совершившим правонарушение. При наличии свидетелей и пострадавших протокол должен быть подписан и ими. Юрист Дмитрий Василенко отмечает, что протокол может быть подписан водителем последовательно дважды. В первый раз — для подтверждения ознакомления его со ст. 63 Конституции Украины (право не давать показаний против самого себя) и ст. 268 КоАП. “Если вас не ознакомили с указанными правами, что часто происходит на практике, нужно отметить это в графе “По суті порушення пояснюю”, которая заполняется водителем. Во второй раз водитель ставит свою подпись рядом с подписью работника ГАИ, составившего протокол”, — объясняет Дмитрий Василенко.
Водитель вправе отказаться от подписания протокола, письменно изложив мотивы своего отказа. В этом случае в документе делается соответствующая запись. Впрочем, лучше не отказываться от подписания протокола, а в графе для пояснений изложить свою точку зрения. Если аргументы водителя не вмещаются в отведенную для этого графу, он может продолжить на отдельном бланке “Пояснения”, который будет приложен к протоколу. Сотрудник ГАИ не “потеряет” его, так как в протоколе делается отметка о приложении к нему данного бланка. Если водителю трудно четко и последовательно изложить свои пояснения сразу на месте ДТП, он может в графе для пояснений сделать такую запись: “С обстоятельствами, изложенными в протоколе, не согласен, свои пояснения представлю позднее отдельно”. В этом случае будет возможность более аргументировано и грамотно изложить суть происшедшего.

ИТОГО:

Попав в ДТП, важно сохранять хладнокровие. Первым делом надо вызвать милицию, страховщиков и, если необходимо, скорую помощь. Затем — записать координаты свидетелей, сфотографировать место аварии (хотя бы на камерафон) и ждать сотрудников ГАИ. Разговаривать с ними следует спокойно, незаполненный протокол или другие “пустые” документы ни в коем случае не подписывать.

ссылки доступны зарегистрированным пользователям
изменим эту жизнь к лучшему